Научный центр когнитивных исследований

 

Кризисная педагогика — педагогика времён испытаний

Сроки проведения:
24 ноября 2025–31 марта 2026
Срок подачи заявки:
17 ноября 2025

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу cdpo@sirius.online

Программа будет проходить в онлайн-формате.

О программе

Программа направлена на подготовку специалистов-тьюторов, владеющих современными технологиями воспитания и психотехниками психолого-педагогической поддержки обучающихся и их родителей, имеющих опыт нахождения в экстремальных условиях (военные действия, техногенные и природные катастрофы, негативные когнитивные воздействия). Основное внимание уделено кризисной психологии и коррекционной педагогике, психотехникам психолого-педагогической поддержки, работе с социальной средой как ресурсом восстановления человека, практикам заботы о себе специалистов сопровождения.

Программа является «ответом» на Большие вызовы Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: укрепление социокультурной идентичности и противодействие угрозам национальной и индивидуальной безопасности, что соответствует стратегии инновационного развития Научно-технологического университета «Сириус».

В ходе обучения слушатели изучат, как искажают личность экстремальные ситуации, техногенные и природные катастрофы, ситуации военных действий, негативные когнитивные воздействия средств массовой информации. Познакомятся с видами травматических синдромов и посттравматических состояний, овладеют базовыми психотехниками и воспитательными (социальными) технологиями психолого-педагогической поддержки обучающихся и членов их семей.

Практическая часть программы включает проектирование собственных программ психолого-педагогической поддержки детей и сообществ в трудных жизненных ситуациях, решение кейсов, связанных с взаимодействием в образовательном пространстве с детьми и их семьями, переживших экстремальный опыт.

 

Программа ориентирована на педагогических работников: учителей, социальных педагогов, тьюторов, сотрудников некоммерческих организаций, участвующих в волонтёрской работе, а также всех заинтересованных в преодолении негативных последствий воздействия на общество экстремальных военных, когнитивных, социально-экономических, биологических, природных катастроф современности.

 

По завершении программы слушатели:

  • Овладеют профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых, переживших экстремальные ситуации (военные действия, катастрофы, насилие, информационные манипуляции).

  • Смогут эффективно оказывать педагогическую поддержку людям с тяжёлым жизненным опытом.

  • Научатся создавать безопасную образовательную среду, адаптированную для людей с травматическим опытом, и смогут разрабатывать индивидуальные программы поддержки.

  • Освоят методы кризисной коммуникации с детьми, родителями и сообществами, в том числе в условиях межкультурных и межконфессиональных различий.

  • Смогут распознавать признаки эмоционального выгорания у себя и коллег и применять практики самоподдержки, чтобы сохранять профессиональное здоровье.

  • Разработают собственный проект или кейс по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях, который станет частью их профессионального портфолио.

 

Конкурентные преимущества слушателей после обучения:

  • Востребованность — специалисты по кризисной педагогике нужны в школах, центрах реабилитации, НКО, государственных структурах, работающих с беженцами, ветеранами, жертвами насилия.

  • Экспертность — вы будете разбираться не только в классической педагогике, но и в нейропсихологии травмы, антикризисных методиках, правовых аспектах помощи.

  • Гибкость — программа сочетает теорию и практику, позволяя адаптировать знания под разные аудитории (дети, взрослые, семьи, мультикультурные группы).

  • Уверенность в сложных ситуациях — вы научитесь сохранять профессиональное спокойствие и оказывать поддержку даже в условиях нестабильности.

  • Документ гособразца — удостоверение о профессиональной переподготовке подтвердит вашу квалификацию и повысит шансы на карьерный рост.

 

Где вы сможете применять эти навыки?

  • школы и вузы в зонах кризиса;

  • реабилитационные центры для беженцев и ветеранов;

  • волонтёрские и правозащитные организации;

  • социальные службы и органы опеки;

  • частная практика (консультирование, тренинги).

Эта программа — не просто курс, а инструмент для реальной помощи тем, кто в ней больше всего нуждается.

Данный курс позволит усовершенствовать или получить компетенции в области формирования учебной самостоятельности обучающихся, необходимой для профессиональной деятельности педагога. 

Программа обучения делает акцент на развитии практических навыков, необходимых для работы с людьми, имеющими аддиктивное поведение. В рамках обучения слушатели получают возможность отработать полученные знания и навыки на реальных примерах при работе с кейсами. Программа рассматривает доказательные методы диагностики и интервенции, в отличии от традиционно сложившегося в России проективно-психоаналитического подхода, что позволит слушателям Программы выделять из всего объема профессиональной информации ту, которая имеет под собой научное обоснование. В рамках курса будут рассмотрены варианты аддиктивного поведения в различные возрастные периоды. У слушателей появится возможность проследить динамику формирования зависимости в ее разные периоды с фокусом на факторах риска. Программа предполагает рассмотрение различных вариантов аддикций: химических, нехимических и промежуточных. Особое место в Программе уделяется методам диагностики, интервенции и профилактики аддиктивного поведения, применению фармакологических препаратов, а также организации и осуществлению прокурорского надзора в сфере работы с аддиктивной личностью.

    Программа ориентирована на повышение квалификации профессионалов, осуществляющих контактную работу с детьми в образовательных учреждениях, и развитию умений, позволяющим оказывать своевременную психологическую помощь учащимся и членам их семей при возникновении у ребенка личностных трудностей и взаимодействии с  родителями и сверстниками. В особенности в такой помощи нуждаются дети, у которых отмечается проблемное поведение, которое может влиять на качество усвоения получаемых знаний не только самим ребенком с поведенческими трудностями, но и другими детьми в классе, а также может является индикатором начала разного рода психологических проблем: от возрастных кризисов, сложных взаимоотношений в школе и дома до отклонений в развитии

    Целью повышения квалификации по Программе является повышение профессионального уровня специалистов в области психологии и образования при работе с острым стрессовым расстройством, расстройствами привязанности и адаптации, посттравматическими расстройствами, затяжной патологической реакции горя у детей и профессиональным выгоранием у специалистов. Слушатели научатся применять доказательный подход в психологической практике с опорой на когнитивно-поведенческую терапию и основанные на ней интервенций, включая различные виды экспозиционной терапии, а также десенсибилизацию и переработку движениями глаз.